Патент помогает не только ограничить доступ конкурентов инновационному продукту (его традиционная функция), но и служит источником других значительных выгод для предприятий. В настоящее время патент является одним из самых важных инструментов конкурентной борьбы компаний на рынках инновационных продуктов.
Изменение роли патентов и рост их значения привели к пересмотру роли патентной политики. Предприятия начали формировать патентные портфели и использовать патенты для выполнения широкого спектра задач. Во-первых, с помощью патентного портфеля предприятия создают новые рынки и вытесняют с них конкурентов, а во-вторых, сотрудничают друг с другом, обмениваясь лицензиями на патенты. Тем самым предприятия получают доступ к знаниям конкурентов, не теряя при этом собственные знания. Таким образом, патенты содействуют ускорению технического прогресса.
Патентная стратегия — составная часть общей стратегии предприятия, направленная на завоевание рынков и вытеснение с них конкурентов, общий план деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения цели. Определяет принципы охраны интеллектуальных прав компании, отвечая на вопросы:
- что охранять;
- в каких странах;
- когда заявлять интеллектуальную собственность к правовой охране;
- кто является правообладателем и авторами.
Патентный портфель или портфель ИС — все объекты ИС предприятия, которые в совокупности могут использоваться для повышения эффективности деятельности предприятия.
Патентный портфель формируется по результатам деятельности, направленной на захват и удержание рынков, получение конкурентных преимуществ, овладение новыми технологиями. Патентный портфель может включать:
- объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- объекты средств индивидуализации — товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;
- объекты авторского права — программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем и др.;
- ноу-хау — сведения, к которым нет свободного доступа на законных основаниях, неизвестные третьим лицам, имеющие потенциальную коммерческую ценность, в отношении которых введен режим коммерческой тайны.